ПЕТРОГРАДСКИЙ БОГОСЛОВСКИЙ ИНСТИТУТ
Том LVI, С. 264-272
опубликовано: 17 мая 2024г.

ПЕТРОГРАДСКИЙ БОГОСЛОВСКИЙ ИНСТИТУТ

Подворье Троице-Сергиевой лавры на Фонтанке в С.-Петербурге. Фотография. 10-е гг. XX в.Подворье Троице-Сергиевой лавры на Фонтанке в С.-Петербурге. Фотография. 10-е гг. XX в.Высшее духовно-учебное заведение РПЦ, существовавшее в Петрограде (ныне С.-Петербург) в 1920-1923 гг. После издания декрета Совета народных комиссаров «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» 1918 г., упразднившего все прежние духовно-учебные заведения, Поместный Собор Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. на своей 3-й сессии озаботился организацией богословского образования на новых началах, соответственно создавшимся условиям церковной жизни. Указами № 23 и 29, принятыми 19 сент. и 25 окт. 1918 г. на заседаниях соединенного присутствия Синода и Высшего церковного совета под председательством патриарха Московского и всея России свт. Тихона (Беллавина), епархиальным архиереям было рекомендовано открывать в епархиях пастырские уч-ща, к-рые могли бы до нек-рой степени заменить упраздненные духовные семинарии и уч-ща и готовить кандидатов в священники. 1 окт. 1918 г. в Петрограде митр. Петроградским сщмч. Вениамином (Казанским) «применительно к постановлениям Высшей Церковной Власти» и с разрешения Комиссариата народного просвещения было открыто Богословско-пастырское уч-ще, непосредственным организатором и руководителем (заведующим) к-рого стал бывш. преподаватель Петроградской ДС И. П. Щербов. Несколько видоизменив указанную из Патриархии структуру уч-ща - сделав курс обучения не 4-, а 3-летним, он расширил его цели, чтобы не только готовить священнослужителей, но и давать возможность нек-рого религ. просвещения мирянам; был открыт прием и для женщин (для обучения преподаванию Закона Божия). Трехлетний курс обучения в уч-ще включал богословские, философские науки и языки. Уч-ще помещалось в сев.-зап. башне Александро-Невской лавры; на 1-й курс были приняты бывш. семинаристы 3-го и 4-го классов, а на 2-й курс - окончившие общеобразовательные школы, всего 50 чел., в т. ч. 3 девушки.

9 апр. 1919 г. зав. Богословско-пастырским уч-щем И. П. Щербов обратился к митр. Вениамину с докладной запиской, в которой писал: «В Петрограде, как культурном центре Северной и отчасти всей России, должно быть открыто высшее духовное училище, куда поступали бы лица с полным средним и высшим образованием. Таким училищем мог бы являться Богословский институт, устроенный по типу высших специальных учебных заведений и имеющий своей целью подготовку просвещенных, духовно-настроенных пастырей и деятелей Православной церкви в Петроградской епархии». Митр. Вениамин сочувственно отнесся к этим соображениям Щербова и предложил ему детально разработать изложенные в записке начала устройства новых духовно-просветительных учреждений и, в частности, Богословского ин-та. В июле 1919 г. Щербов представил митр. Вениамину проекты положений о Богословском ин-те, Богословско-пастырском уч-ще, богословских курсах и богословских кружках. Богословские кружки создавались в различных приходах, вокруг местной приходской церкви, с целью ознакомления с учением православной Церкви; богословские курсы предполагалось открывать в каждом благочинническом округе и чтобы «чрез сообщение основных богословских знаний и созидание христианского мировоззрения подготовить сознательных, убежденных работников церкви и ее служителей»; цель Богословско-пастырского уч-ща - подготовка священнослужителей для Петроградской епархии, а Богословский ин-т должен был давать высшее богословское образование, разрабатывать богословские и церковно-практические вопросы и развивать широкую просветительную деятельность. Т. о., планировалась стройная многоуровневая система религ. образования от низших ступеней духовного образования к высшим. Представленные Щербовым проекты были одобрены 1 авг. 1919 г. митр. Вениамином и опубликованы для сведения епархии в «Петроградском Церковном вестнике» (в офиц. части № 14 и 15 от 5 и 6 сент. 1919 г.).

Приходские общины Петрограда заинтересовались вопросом религ. образования и нек-рые из них (напр., Покровско-Коломенский приход во главе с настоятелем прот. В. А. Акимовым) обсудили его на своих приходских собраниях. 20 авг. 1919 г. Щербов по рекомендации митр. Вениамина пригласил к себе для обсуждения целей буд. ин-та, подбора предметов преподавания, профессоров и т. д. настоятеля петроградской университетской ц. Всех святых, в земле Российской просиявших, прот. Н. К. Чукова (впосл. митр. Григорий (Чуков)), бывшего ректора Олонецкой ДС и олонецкого епархиального наблюдателя, имевшего большой административно-педагогический опыт. По совету компетентных людей ходатайство об открытии П. б. и. перед гражданскими властями было подано не митр. Вениамином, а приходскими советами епархии. Организацию ходатайства взял на себя прот. Чуков, к-рый обратился к своим прихожанам - ученым с европ. именами: академикам Б. А. Тураеву, А. А. Шахматову, профессорам В. Е. Тищенко и Л. П. Карсавину. Подписанное ими ходатайство послужило началом дальнейших действий к открытию ин-та. На отдельных листах Е. Ф. Тураевой были собраны подписи в Андреевском и Благовещенском приходах.

13 окт. 1919 г. по инициативе отдельных приходских собраний в лаврских покоях митр. Вениамина было созвано общее собрание уполномоченных приходских общин Петрограда и части епархии, представителей от Петроградского ун-та и бывш. преподавателей ДА. Собрание единодушно одобрило предложение об учреждении Богословского ин-та, была организована Комиссия духовно-учебных заведений Петроградской епархии, к-рой поручалось в месячный срок рассмотреть составленный Щербовым проект Положения о Богословском ин-те, составить смету, выяснить источники средств содержания и подготовить все необходимое для открытия ин-та. В состав комиссии под председательством прот. В. А. Акимова вошли профессора Петроградского ун-та: Карсавин, А. И. Введенский, А. С. Николаев, Ф. К. Андреев (впосл. протоиерей), мч. Юрий Новицкий, академик Тураев, протоиереи Л. К. Богоявленский, Н. С. Рудинский, Н. В. Чепурин, Чуков, Щербов и Вл. Б. Шкловский. Комиссия к 1 нояб. 1919 г. рассмотрела Положение об ин-те, разработала смету на его содержание и определила источники финансирования его деятельности. Было определено помещение для размещения ин-та - патриаршие палаты (бывш. митрополичьи покои) на петроградском Троице-Сергиевом подворье. В Наркомат просвещения было подано ходатайство о разрешении на открытие П. б. и., и 16 сент. 1919 г. таковое было получено. 23 окт. центральный жилищный отдел по учету и распределению помещений предоставил для ин-та 3-й этаж дома № 44 по набережной р. Фонтанки.

На собрании 13 окт. 1919 г. с благословения митр. Вениамина была создана и 2-я комиссия - по организации «Общеприходского совещания по делам православных церковных общин Петрограда и его окрестностей». Совещание объединяло по 2-3 представителя от около 80 (из 236 существовавших в Петрограде) приходов. 15 нояб. 1920 г. эта церковно-общественная орг-ция при правящем архиерее была зарегистрирована в Отделе управления Петргубисполкома как «Общество православных приходов Петрограда и его губернии». Общество имело отделы: хозяйственный, богослужебный, вероисповедный, административно-организационный, отдел церковной дисциплины, издательский, просветительный. Общество приходов стало учредителем П. б. и. и его главным источником финансовой помощи.

1 дек. 1919 г. в покоях митрополита созвано 2-е общее собрание уполномоченных приходских общин Петрограда и епархии с участием представителей Академии наук, ун-та и Палестинского православного общества, на к-ром был одобрен проект Положения о Богословском институте как «достаточно полно исчерпывающий все стороны жизни и деятельности института, составленный соответственно церковно-практическим и научно-богословским нуждам и запросам Православной Церкви и современным требованиям Советской власти и в полной мере обеспечивающий правильный порядок и строй высшего православного училища, надлежаще гарантирующий как участие в делах управления им епархиальной власти и приходских общин, так и участие наставников его и учащихся в церковно-приходской деятельности самих общин». Также единогласно была одобрена смета в сумме 554 тыс. р. (по тогдашнему курсу) на 9 месяцев, до 1 сент. 1920 г., как и намеченные комиссией источники средств для 1-го года: покрытие недоимки по епархиальной раскладке сборов с церквей за 1918-1919 гг., тарелочные и кружечные сборы в храмах в нек-рые праздничные дни. На этом собрании протопр. А. А. Дернов от имени бывш. придворного духовенства передал открывавшемуся ин-ту 10 тыс. р. и сделал ценное пожертвование в б-ку ин-та. Избранная на собрании делегация во главе с митр. Вениамином выехала в Москву, где Положение о Богословском институте было рассмотрено патриархом Тихоном на совместном заседании членов Синода и Высшего церковного совета при участии петроградской делегации. 17 дек. 1919 г. Положение утвердили, было разрешено открыть ин-т с начала 1920 г. На утвержденном проекте Положения свт. Тихон написал: «Приветствую учреждение Института и призываю на предстоящую его деятельность Божие споспешествующее благословение. Патриарх Тихон».

Комиссия духовно-учебных заведений наметила для 1-го учебного года П. б. и. 12 наставников: 6 профессоров - Н. Н. Глубоковского (Свящ. Писание НЗ), А. И. Бриллиантова (история вселенской Церкви), Карсавина (чтение греч. новозаветного текста и творений св. отцов вост. Церкви), Н. О. Лосского (религ. метафизика), Андреева (христ. апологетика), акад. Тураева (литургика) - и 6 преподавателей - Щербова (догматическое богословие), прот. Чепурина (церковное проповедничество), прот. Чукова (христ. педагогика с дидактикой Закона Божия), архим. Николая (Ярушевича; впосл. митрополит; пастырское богословие), П. П. Мироносицкого (церковнослав. язык и церковное пение) и Шкловского (лат. и новые языки). Положение о Богословском институте предусматривало участие в совете ин-та 6 представителей приходских общин, духовных и светских поровну, поэтому 2-е собрание уполномоченных приходских общин 1 дек. 1919 г. избрало из своей среды в состав совета ин-та протоиереев В. А. Акимова, Н. С. Рудинского, Н. Ф. Платонова, профессоров Николаева, Новицкого и инженера Л. И. Шпергазе. В таком составе 2 янв. 1920 г. совет П. б. и. утвержден митр. Вениамином.

23 янв. 1920 г. состоялось 1-е заседание совета П. б. и. под председательством митр. Вениамина, на котором в ходе голосования ректором был избран архим. Николай (Ярушевич), а проректором - Щербов. Однако через неделю архим. Николай отказался от должности, подав письменное объяснение о своей большой занятости как наместника лавры. На следующем заседании 6 февр. того же года ректором был избран прот. Чуков, проректором - Щербов, секретарем совета - прот. Чепурин, библиотекарем - проф. Андреев, казначеем и зав. хозяйственной частью - студент иером. Макарий (Звёздов; впосл. архиепископ). Для решения учебных вопросов - рассмотрения планов учебных занятий, приема студентов и т. п.- ректор и проректор приняли решение организовать из наставников «педагогическую комиссию». Очередное (3-е) общее собрание уполномоченных приходских общин 13 февр. 1920 г. одобрило действия Комиссии духовно-учебных заведений, после чего она прекратила свою деятельность, поскольку структура ин-та уже была сформирована. Согласно Положению, совет П. б. и. избрал из своей среды правление, в к-рое вошли: ректор, проректор, проф. Андреев, прот. Чепурин, прот. Акимов, проф. Новицкий и А. С. Николаев - от приходов. 18 марта 1920 г., на 1-м заседании правления, был принят выработанный ректором проект «наказа», обсуждена повестка заседания совета и принято решение торжественно открыть ин-т, пригласив представителей от научных и учебных заведений, инославных исповеданий и т. п.; и в дальнейшем правление занималось организационными, хозяйственными и экономическими вопросами. 27 марта прот. Чуков вместе с митр. Вениамином решали вопрос о порядке открытия ин-та. Согласно представлению митрополита, 28 марта 1920 г. ректор и проректор были утверждены в своих должностях на 3 года патриархом, Синодом и Высшим церковным советом.

Чтобы привлечь общественное внимание и расположить приходские общины к пожертвованиям и отчислениям на содержание П. б. и., совет поручил преподавателям чтение публичных лекций богословского характера как в помещении ин-та, так и в различных районах Петрограда. В церкви Троицкого подворья в течение Великого поста было намечено провести ряд религиозно-нравственных бесед. Ректор занялся переговорами с преподавателями и «хождением по комиссариатам» для получения разрешения на публичные лекции, на составление и печатание объявлений, заказал печати и штампы и т. д. Также первоочередными вопросами были - утверждение Положения о Богословском институте в Комитете просвещения и забота о включении ин-та в число учебных учреждений для получения наставниками ученого пайка. С разрешения гражданской власти в «Листке объявлений» были отпечатаны и 27 февр. 1920 г. расклеены по городу в общественных местах объявления о публичных лекциях и об открытии записи на прием слушателей в ин-т: «Открыт прием слушателей в Богословский институт в Петрограде (разрешенный Высшей Церковной Властью и зарегистрированный в Комиссариате Народного Просвещения). Принимаются в студенты лица православного вероисповедания, от 18 лет, мужчины и женщины, получившие законченное среднее образование или обладающие соответствующими познаниями... Окончившие Богословский Институт являются ближайшими кандидатами на пастырскую или другую ответственную церковно-просветительную деятельность в приходах Петрограда и епархии. Занятия будут проходить в вечерние часы, в помещении Троицкого подворья (Фонтанка, 44). Обучение бесплатное». В сер. апр. 1920 г. в состав слушателей ин-та записались уже 74 чел., из к-рых 57 были зачислены студентами, 13 - вольнослушателями и четверым был назначен коллоквиум для дальнейшего определения их положения. Мужчин было 45 чел., женщин - 23; 28 чел. были с высшим образованием, 42 - со средним и 4 - ниже среднего. Высшее образование имели выпускники ун-та (юридического, математического, историко-филологического факультетов), военных академий (артиллерийской, морской, военно-юридической и военно-медицинской), ин-тов (гражданских инженеров, учительского и археологического), среднее образование - окончившие гимназии, реальные, инженерное, коммерческое уч-ще, ДС (2 чел.), военные учебные заведения. Кроме молодежи в ин-т часто поступали люди взрослые, нередко прошедшие основательную научную подготовку, сознательно стремившиеся к формированию своего христ. мировоззрения. Прием студентов и слушателей продолжался еще несколько месяцев.

Торжественное открытие П. б. и. началось 16 апр. 1920 г. в 6 ч вечера молебном в храме Троицкого подворья. Служил митр. Вениамин с наместником лавры архим. Николаем (Ярушевичем). Специальный чин молебна был составлен акад. Тураевым и прот. Чуковым. Затем в помещении ин-та состоялось открытое торжественное заседание. Ректор произнес речь о задачах и характере деятельности ин-та. В частности, прот. Чуков сказал: «…институт ставит своей задачей прежде всего уяснение положительного содержания учения св. Церкви, и потом уже разбор и опровержение возражений, выдвигаемых против истины веры лжеученым неверием, причем эта последняя сторона будет предметом подробной разборки на так называемых практических занятиях, которые предполагается поставить возможно шире». Последовали обращения и приветствия, на к-рые ректор отвечал стоя. Затем митр. Вениамин в большой речи особо подчеркнул, что ему хотелось бы видеть в ин-те не столько учебное заведение, сколько школу, похожую на школы первых веков христианства - Александрийскую, Антиохийскую, куда все верующие обращались за удовлетворением своих религ. запросов и откуда широко разливалось религ. влияние на окружающий мир. 20 апр. в ин-те прошли первые занятия.

В первый год работы П. б. и. лекции читали в помещении ин-та 4 раза в неделю (в понедельник, во вторник, в четверг и пятницу) в вечерние часы (с 17.30 до 21.00). Как правило, в день проводили по 4 лекции на 1-м курсе и по 5 лекций - на 2-м. По средам в помещении ин-та проходили публичные лекции. К 7 окт. 1920 г. в П. б. и. были приняты уже 146 чел. Характер лекций и преподавание в целом отличались от прежних в духовных семинариях и академиях. Особое внимание обращалось на внутреннюю, психологическую сторону богословских наук, к-рая имела бы отношение к религиозно-нравственному опыту слушателей. Введенный в программу ин-та предмет - история религии, входил раньше как особый раздел в основное богословие, а религ. метафизика заменила прежние начальные основания философии, знакомя с совр. направлениями, наиболее благоприятствующими религии и христианству. В ин-те вводились новые предметы с неразработанным до конца содержанием, к-рые потребовали от преподавателей научных и творческих изысканий. Таковы были агиология, знакомившая с Житиями святых и др. памятниками, изображающими подвиги людей веры и высокого духа; христианская мистика - с природою, духом истинной мистики в отличие от нехристианской (буддийской, теософской) и неправославной (католической, протестантской); христианское обществоведение - с церковным взглядом на социально-экономические вопросы и явления; «христианская педагогика» - со свойствами человеческого духа в его падшем и возрожденном состоянии, в частности - с психологией детской души и благодатными средствами воздействия на нее; христианское искусство - с церковной живописью, архитектурой и поэзией в целях религиозно-эстетического развития учащихся; история рус. религиозного самосознания - с общим ходом и направлением умственных исканий рус. общества в области религиозно-нравственной, с указанием самобытных особенностей подобных исканий.

Большинство профессоров активно занимались научной деятельностью; перед тем как совет ин-та избирал профессора на ту или иную кафедру, кандидат обычно читал испытательную лекцию, т. е. выборы проходили на конкурсной основе. Выбранные советом кандидатуры ректор прот. Чуков утверждал у митр. Вениамина. Кроме лекций наставники почти по всем предметам вели практические занятия, на к-рых помимо углубленного изучения предмета путем знакомства с источниками, пособиями, выдающимися текстами в подлиннике или переводах обсуждались проблемы, выдвигаемые совр. жизнью касательно христ. вероучения, разбирались и опровергались отрицательные взгляды и в совместной беседе наставников со студентами вырабатывались ответы: как и в какой форме вести их преподавание народу. На практических занятиях наставники давали указания студентам, как устраивать и вести кружки библейские, апологетические, миссионерские, катехизаторские и как объяснять Закон Божий детям и подросткам. Форма практических занятий была самая различная: рефераты, краткие или подробные извлечения из указанных книг, журналов и т. п.

Главной целью преподавания было развитие личности, образование учащихся. Участвуя в разработке вопросов, студенты сами должны были найти нужный для этого материал, используя все источники. Студенты П. б. и. выбирали из своей среды совет старост (старостат), в ведении к-рого были все студенческие дела: забота о записи и издании лекций, выбор из своей среды представителей для участия в совете ин-та, обращения в совет с представлениями о нуждах студентов, распределение получаемых от него из особого денежного фонда пособий между студентами в случае их болезни и др. тяжелых обстоятельств жизни. Совет старост устанавливал связь с приходами для сбора пожертвований в фонд ин-та, организовывал различные студенческие собрания. Советом ин-та было утверждено также представленное студентами положение о студенческой коллегии П. б. и., к-рая отчитывалась о своей деятельности по окончании учебного года.

Студенты П. б. и. работали в приходах, братствах, организовывали при храмах б-ки, вели занятия с детьми, устраивали экскурсии и сами бывали на экскурсиях и в паломнических поездках с наставниками. Они ездили на ночные богослужения в Колпино, где священиком был преподаватель пастырского богословия свящ. А. И. Боярский (с 1921 протоиерей), а также в Иоанновский мон-рь, на подворье холмского Богородицкого мон-ря (в Удельную, к игум. Афанасии) и в Макариевскую пуст. (в Любань), знакомясь с жизнью насельников. О религиозно-церковном настроении студентов ин-та можно судить по тому, что среди них организовался «кружок ревнителей иночества», члены которого изучали вопросы монашества. Студенты И. А. Акулов, В. А. Вавилов, С. Е. Советов и В. М. Сацердоцкий (впосл. и В. В. Соболева) приняли постриг. Во время учебы в ин-те сан священства приняли А. М. Толстопятов, сщмч. Владимир Любич-Ярмолович-Лозина-Лозинский (впосл. протоиерей), Б. П. Колесников, А. А. Шамонин, М. И. Фёдоров. Студенты В. А. Зубков, Н. А. Штейгер, Н. Г. Архипов по их просьбе были посвящены в стихарь. Студент Г. Р. Григорьев, бывший баптист, присоединился к Православию. Совет ин-та поднимал вопрос и об основании собственного храма (к сожалению, не получивший благоприятного разрешения).

В соответствии с § 3 Положения о Богословском ин-те - «распространять в обществе христианские понятия», а также в ответ на появление осенью 1919 г. в Петрограде Вольной философской ассоциации (Вольфила), руководимой Андреем Белым (см. в ст. Вольная академия духовной культуры), совет П. б. и. принял решение об организации при ин-те особого религиозно-просветительного об-ва в целях объединения правосл. церковных людей, преимущественно деятелей просвещения и культуры. 18 марта 1920 г., после 1-го заседания правления, прот. Чуков, Щербов, Новицкий и Андреев обсудили вопрос об организации религиозно-философского об-ва и Братства Св. Софии, наметили «платформу» для братства на основе прежнего устава Об-ва Св. Софии (возникло в Петрограде в 1918-1919 по инициативе А. В. Карташёва, в нем участвовали: И. М. Гревс, В. Н. Бенешевич, Карсавин, Лосский) и определили круг лиц, к которым желательно ректору обратиться с письмом и, предварительно доложив совету, испросить благословение митр. Вениамина. Как ректору, «мечтающему объединить верующую интеллигенцию», Щербов подарил прот. Чукову на именины 17 февр. кн. «Записки религиозно-философских собраний 1901-1903 гг.» (в этих собраниях проректор в свое время участвовал).

30 апр. 1920 г. ректор внес на обсуждение совета доклад об организации религиозно-философского об-ва: «Обстоятельства времени настойчиво выдвигают основные религиозные и философские вопросы и повелительно требуют их разрешения. Образуются различные общества и ассоциации, ставящие себе задачей обсуждение и разрешение этих вопросов. Но все эти общества и ассоциации стоят большей частью на основе материалистического мировоззрения и, таким образом, подходят к разрешению этих вопросов односторонне. В противовес такого рода обществам и ассоциациям было бы необходимо создать такое религиозно-философское общество, которое бы разрабатывало и обсуждало религиозно-философские вопросы, выдвигаемые жизнью,- на основе идеалистического мировоззрения и таким образом людей, искренно ищущих истины, ближе подводило бы к Церкви». Доклад был одобрен советом ин-та, и при П. б. и. были образованы религиозно-философское научно-богословское об-во и Братство Св. Софии (Премудрости Божией) как «лаборатории» для разработки богословских и церковно-практических вопросов.

Кружок «софистов» собирался на квартире у прот. Чукова на Невском проспекте. Первое собрание, в котором участвовали Щербов, Новицкий, Андреев, Карсавин, С. С. Безобразов (впосл. еп. Кассиан (Безобразов)), прот. Чепурин, О. А. Добиаш-Рождественская и Гревс, состоялось 20 мая 1920 г. Организованное советом института об-во в дальнейшем пополнялось путем избрания новых членов на собрании (по рекомендации 2 или 3 постоянных членов). В состав об-ва допускались лица с 18 лет, «связанные сходством мировоззрения». Помимо организаторов в об-во входили: прот. М. В. Митроцкий, прот. П. П. Аникеев, С. А. Алексеев (Аскольдов), Г. П. Федотов, Н. П. Анциферов, проф. М. Д. Присёлков, А. А. Франковский, химик проф. В. Г. Тищенко, церковная писательница Е. А. Лебедева, проф. Бенешевич, игум. Афанасия (Громеко), иером. сщмч. Лев (Егоров; впосл. архимандрит), свящ. Боярский, прот. Аникиев и др. Собрания начинались и заканчивались кратким молебном, чин к-рого было поручено составить прот. Чукову и Б. А. Тураеву. Затем члены братства читали и толковали Евангелие и обсуждали насущные вопросы церковной жизни: меры по борьбе с растущей антирелигиозной и католической пропагандой, отношения Церкви и гос-ва и будущее Церкви; старообрядчество и условия объединения с ним (была избрана комиссия для составления записки об этом) и многое др.

В Братстве Св. Софии намечались темы публичных лекций, проводившихся ин-том (о библейской критике, мироздании, дарвинизме, жизненном содержании догматов, правдивом освещении истории правосл. Церкви и др.), и подбирался состав лекторов. Занятия в Братстве Св. Софии и участие в просветительной деятельности П. б. и. бывш. членов Вольной философской орг-ции и религиозно-философского кружка А. А. Мейера «Воскресенье» «ближе подводили к Церкви людей, искренно ищущих истину, стремящихся к научной обоснованности основных вопросов веры и жизни», как отмечал ректор прот. Чуков в своей речи на открытии ин-та, говоря о необходимости организации при нем религиозно-просветительного общества. Вследствие большой занятости прот. Чукова в Обществе приходов собрания «софистов» продолжались лишь чуть больше года; последнее состоялось 29 июня 1921 г. Возникшее впосл. в эмиграции в память о двух первых петроградских «Софиях» общество с тем же названием объединило целый ряд виднейших религиозно-философских писателей, в числе к-рых был и С. С. Безобразов.

Совет П. б. и. учел рекомендации «софистов», приняв решение по чтению в ин-те курса лекций по психологии как дополнительного при кафедре христ. педагогики, курс было поручено прочесть свящ. В. Ф. Пищулину; проф. Н. И. Лазаревский прочитал цикл из 14 лекций о взаимоотношениях Церкви и гос-ва в различных странах Европы и Америки. Совет выработал правила по приему студентов в дальнейшем, об окончании курса ин-та, наметил ряд тем по естественно-научным и религ. вопросам, затрагиваемым антирелиг. пропагандой, для публичных лекций, учредил фонд для вспомоществования наставникам и студентам. 27 июля 1920 г. совет удостоил звания профессора прот. Чукова, Щербова и Мироносицкого.

При передаче П. б. и. б-ки закрытой Петроградской ДС, к-рая находилась на хранении у зав. Богословско-пастырским уч-щем Щербова, оказалось, что ее хочет забрать детская трудовая колония, в 1919 г. разместившаяся в здании ДА. Зав. колонией подал жалобу в Комиссариат просвещения о «расхищении» б-ки семинарии, однако 28 февр. 1920 г. прот. Чуков по ходатайству совета П. б. и. добился передачи этой б-ки ин-ту «для пользования и хранения под его ответственность». Также П. б. и. получил издания Археологической комиссии, принадлежащие бывш. книгопродавцу Тузову, книги из б-к акад. Тураева и гр. Мирковича, богословские и религ. издания из разных национализированных книжных складов Петрограда и приобрел целиком б-ку скончавшегося проф. И. П. Соколова (ок. 1000 томов за 1 млн р.). В дек. 1920 г. при ин-те был открыт особый отдел для заведования церковным книжным фондом, учреждение к-рого разрешил отдел печати Петргубисполкома, имевший возможность отбирать книги религиозного и церковно-богослужебного содержания из различных книжных складов и б-к и распределять их между приходскими общинами. Заведование этим отделом было поручено иером. Льву (Егорову).

С открытием П. б. и. Богословско-пастырское уч-ще вошло в его состав как подготовительная ступень в учебно-педагогическом и частично в адм. отношении; уч-ще было реорганизовано: время обучения сокращено с 3 до 2 лет и из дисциплин оставили только богословские науки. Педагоги подбирались из профессорско-преподавательского состава ин-та, в число учащихся с особого разрешения заведующего допускались вольнослушатели обоего пола, для поступления, как и раньше, требовались образование не ниже 4 классов и возраст старше 18 лет. При уч-ще был открыт подготовительный класс с годичным курсом обучения, в котором преподавали избранные места из Свящ. Писания, краткую церковную историю, катехизис, литургику, церковное чтение. К этому времени в число педагогов училища помимо архим. Николая (Ярушевича), преподававшего литургику, вошли и другие насельники Александро-Невской лавры: иером. Гурий (Егоров; впосл. митрополит) стал читать НЗ, иером. сщмч. Иннокентий (Тихонов) - ВЗ, а иером. Лев (Егоров) - методику преподавания Закона Божия. Новыми членами педагогического совета уч-ща к 1922 г. были избраны профессора Андреев, П. П. Мироносицкий, священники В. Колчев и П. Левицкий, прот. Боярский, иером. Серафим (Протопопов; впосл. архиепископ) и помощник секретаря митр. Вениамина Л. Н. Парийский. Уч-ще начало свой 2-й учебный год 1 марта 1920 г., а завершило 1 апр. 1921 г. К занятиям должны были приступить 65 слушателей: 48 мужчин и 17 женщин, 5 учащихся имели высшее образование, 21 - среднее, 31 - незаконченное среднее и 8 - начальное, однако 26 чел. не смогли начать учебу. По окончании учебного года 13 чел. были оставлены на том же курсе, 23 переведены на второй и часть из них поступила в П. б. и. 22 дек. 1920 г. уч-ще с территории Александро-Невской лавры переехало в помещения ин-та на набережную Фонтанки, д. 44. К этому времени в П. б. и. преподавали 29 богословских предметов, в Богословско-пастырском уч-ще - 15. По поручению совета П. б. и. была создана особая комиссия, разработавшая вопрос о сотрудничестве ин-та с уч-щем. С момента учреждения уч-ще содержалось на средства Епархиального совета, к-рый был ликвидирован в кон. 1920 г. При объединении учебные заведения стали содержаться на общие средства, хотя каждое по особой смете.

Расходы на оба заведения покрывались церковными сборами в 4 праздничных дня в году в храмах, входивших в Об-во приходов Петрограда. Благодаря этим сборам первоначальная смета расходов на содержание ин-та в 544 тыс. р. в авг. 1920 г. составляла уже 3 290 000 р. и 1 100 000 р.- на уч-ще; с 1 сент. 1921 по 1 янв. 1922 г.- 8 405 000 (на ин-т) и 2 610 500 (на уч-ще). Много жертвовали храмы лавры, 1 млн р. пожертвовал свечной завод, игум. Ангелина (Сергеева) пожертвовала 60 тыс. р., были и др. многочисленные пожертвования. Совет ин-та учредил 2 фонда: фонд вспомоществования наставникам (с 1 сент. 1921 по 1 янв. 1922 составлял 309 тыс. р.) и фонд вспомоществования слушателям (на те же месяцы для двух учреждений - 719 тыс. р.). В сент. 1921 г. появилась возможность увеличить средства обоих фондов на 500 тыс. р. каждый.

Начатые в марте 1920 г. в помещении П. б. и. публичные лекции по просьбе приходских общин к июню того же года велись уже в 12 пунктах Петрограда: в самом ин-те, на Киевском подворье, в ц. св. Екатерины, в Исидоровской русско-эст. ц., в Скорбященской ц., во Введенской ц. Петроградской стороны, в Новосивковской, Спасо-Колтовской, Михаило-Архангельской Коломенской церквах, в церкви у Путиловского завода и в жен. Воскресенском мон-ре. Помимо ректора и профессорско-преподавательского состава в чтениях публичных лекций принимали участие профессора ун-та, бывш. преподаватели ДА, нек-рые лица из духовенства и члены братства Св. Софии. Лекции были гл. обр. апологетического содержания. Организация публичных лекций стоила совету и правлению ин-та большого труда: пункты, где проводились чтения, находились в разных районах города. Лекторам из-за отсутствия трамваев, особенно в «буржуазных» центральных районах, приходилось проходить пешком до 15 км в день. Значительными событиями в общественно-религиозной и научной жизни стали проводимые П. б. и. религ. собрания в память о выдающихся деятелях: 1 июня 1920 г.- в связи со 100-летием со дня рождения историка С. М. Соловьёва, 18 июля того же года - в честь прп. Сергия Радонежского (в помещении бывш. Об-ва распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви на Стремянной ул.), 10 окт. 1920 г.- в память о св. Димитрии Ростовском и др. Объявления о религ. собраниях заранее расклеивались по всему городу, и постепенно П. б. и. становился главным духовно-просветительным центром епархии.

В тяжелые годы гражданской войны при скудных пайках и бытовых трудностях профессорско-преподавательский состав П. б. и. понес утраты среди своих представителей. Большой потерей была кончина 23 июля 1920 г. акад. Тураева, к-рый занимался литургикой, любил ин-т и активно участвовал в его создании. 31 авг. ин-т провел торжественное заседание в честь памяти академика. 24 окт. для светской газеты (поскольку церковная периодика к тому времени была практически ликвидирована) прот. Чуков написал статью о П. б. и. и некролог «Памяти Б. А. Тураева». 28 нояб. того же года, в воскресенье вечером, в ин-те скончался академик проф. СПбДА И. С. Пальмов. Вместо скончавшегося академика Тураева совет ин-та пригласил на кафедру литургики профессора закрытой ДА И. А. Карабинова. В это же время архим. Николай (Ярушевич) по причине большой занятости в лавре отказался от преподавания пастырского богословия, и на эту кафедру после чтения испытательной лекции был избран прот. Боярский.

15 сент. 1920 г. П. б. и. был официально зарегистрирован в Отделе управления Петргубисполкома, а 14 окт. того же года включен в состав Объединенного совета научных учреждений и высших учебных заведений Петрограда. Первый учебный год ин-та был разделен на 3 семестра: с апр. по 15 авг. 1920 г. продолжался 1-й семестр, с 15 авг. по 15 дек.- второй и с 15 янв. по 15 апр. 1921 г. - третий.

Согласно Положению о Богословском институте, П. б. и. был вероучительной и апологетической кафедрой при правящем архиерее. Ректор прот. Чуков представил владыке Вениамину все журналы на утверждение. 29 нояб. 1920 г. на докладе о положении дел в ин-те прот. Чуков получил резолюцию митрополита о представлении к награждению по благословению патриарха членов совета, участвовавших в комиссии по организации ин-та, в частности прот. Акимова наградили наперсным крестом с драгоценными украшениями, а его самого - митрой. Митр. Вениамин проявлял неустанную заботу об ин-те, делал пожертвования, присутствовал на некоторых лекциях и на институтских праздниках. 28 янв. 1921 г. совет П. б. и. избрал митр. Вениамина своим почетным членом. Годовой отчет за 1-й год деятельности был отправлен патриарху Тихону.

1 мая 1921 г. начался 2-й учебный год - в составе уже двух (1-го и 2-го) курсов студентов. Всего слушателей в ин-те на 1-м курсе к концу года было 150 чел.: 80 студентов (из них 36 женщин) и 70 вольнослушателей (в т. ч. 40 женщин). С высшим образованием были 56 чел. (30 студентов и 26 слушателей), со средним - 94 чел. (50 студентов и 44 слушателя). В духовном сане состояли 9 чел. (архимандрит, протоиерей, 3 священника и 4 диакона). По окончании каждого семестра проводили зачеты, на основании к-рых по окончании учебного года студент переводился (или нет) на 2-й курс. На 2-й курс перевели 59 чел. (33 студентов и 26 слушателей); на 1-й курс было принято 50 чел., а с оставшимися там - 141 чел. (66 студентов и 75 слушателей). Всего, т. о., на 2 курсах было 200 чел. (99 студентов и 101 слушатель), из них 100 мужчин и 100 женщин. Первый учебный год завершился торжественным актом 24 мая 1921 г., в день памяти первоучителей славянских, на к-ром проректор Щербов представил отчет о деятельности ин-та и о результатах учебного года, а проф. Мироносицкий произнес речь о значении церковнослав. языка как языка богослужебного.

Учебные занятия во 2-й учебный год начались 30 мая 1921 г. Лекции велись уже во все дни недели, кроме субботы и воскресенья, с 17.30 до 22.30, т. к. было введено много новых предметов, в связи с чем были приглашены новые преподаватели: проф. прот. А. В. Петровский (Свящ. Писание ВЗ), проф. И. П. Соколов (сравнительное богословие, история и разбор зап. исповеданий), проф. Присёлков (рус. церковная история), проф. Безобразов (история религии), прот. П. П. Аникиев (христ. мистика), проф. Д. И. Абрамович (история рус. национального самосознания), проф. С. М. Зарин (нравственное богословие с агиологией), прот. М. В. Митроцкий - в качестве ассистента при кафедре сравнительного богословия (история и разбор сектантства). 6 сент. 1921 г. состоялось 1-е заседание Президиума правления П. б. и. Помимо ректора и проректора в Президиум были избраны профессора Новицкий и Андреев, а кандидатами - Л. Д. Аксёнов и Присёлков. Было принято решение, что окончившие 3 курса по 1-му разряду имеют право, а остальные желающие - по рекомендации соответствующего профессора могут оставаться при ин-те на 4-й год (научно-исследовательский курс) для усовершенствования в избранной ими специальности (теоретической или практической). На этом курсе студенты пишут курсовые сочинения по этой специальности (теоретического или практического характера) и проходят испытания в той же области, после чего удостаиваются звания кандидата богословия со всеми правами. Из этих лиц особо выдающиеся могут оставаться при ин-те для подготовки к профессуре на обычном (как было в академиях) основании. Проект было решено тщательно проработать, утвердить в совете ин-та и отправить в Синод как дополнение к уставу, что вскоре и было сделано. 24 дек. 1923 г. патриархом Тихоном в степени кандидата богословия были утверждены выпускники П. б. и.: иером. Макарий (Звёздов) - за соч. «Толкование Евангелия у Л. Н. Толстого пред судом православного вселенского предания и православной богословской науки» и И. Д. Дмитрюков - за сочинение по церковному праву на тему «Брак по древнему русскому церковному праву». 16 сент. 1921 г. скончался проф. И. П. Соколов. На его место был избран проф. прот. П. И. Лепорский; прот. Чепурин перешел на кафедру истории сектантства, а прот. Митроцкий - на кафедру церковного проповедничества; проф. Карсавин перешел на 2-ю кафедру религ. метафизики (исторический курс философии), т. к. проф. Лосский читал систематический курс, а преподавать греч. язык был приглашен проф. А. П. Алявдин; свящ. прмч. Владимир (Пищулин) (впосл. иеромонах) был принят ассистентом на кафедру христ. педагогики.

После «организационного» 1-го года на 2-й год существования ин-та внимание совета было сосредоточено гл. обр. на постановке учебно-воспитательной работы. Ввиду того, что Богословско-пастырское уч-ще было тесно связано с П. б. и. и курс уч-ща был расширен прибавлением к нему подготовительного класса, совет нашел необходимым повысить требования к поступающим в ин-т, обязав их при поступлении сдавать коллоквиум по Свящ. Писанию НЗ, по общей церковной истории, по апологетике, литургике и этимологии греч. языка. Большое внимание обращалось на письменные работы студентов и на участие их в кружках (семинариумах). Так, напр., еженедельно по воскресным вечерам студенты вели беседы по объяснению Евангелия в Почтамтской ц. во имя Двенадцати апостолов (закрыта в янв. 1922). Слушателей было немало, причем каждый доклад предварительно рассматривался Щербовым в библейском кружке, а на беседах присутствовал, руководил ими и отвечал за их проведение проф. Андреев. 1 апр. 1922 г. П. б. и. и Богословско-пастырское уч-ще в очередной раз были зарегистрированы в отделе управления Петргубисполкома. Второй учебный год закончился в апр. 1922 г. На 3-й курс были переведены 23 (по др. данным, 26) студента, на 1-й курс вновь принято ок. 30 чел. Корпорация ин-та к маю 1922 г. насчитывала уже ок. 30 профессоров и преподавателей и вела большую церковно-просветительную деятельность также и вне стен ин-та: организовывались кружки (литургический, библейский, пастырский, законоучительский и др.), профессора и студенты регулярно устраивали публичные богословские лекции не только в ин-те и в храмах, но и в гражданских учреждениях. В финансовом отношении на начало 3-го учебного года ин-т (и уч-ще) были вполне обеспечены. Проект сметы на их содержание на первые 3 месяца 1922 г. составлял уже 19 млн р., а Рождественские сборы 1922 г. в храмах, составившие 50 млн р., и отчисления от продажи изданного Об-вом приходов календаря на 1922 г. позволили увеличить эту сумму более чем в 2 раза.

Третий учебный год начался 4 мая 1922 г. Появились новые предметы, для чтения к-рых были приглашены преподаватели: проф. прот. В. М. Верюжский (история Поместных Церквей), проф. М. Н. Соколов (евр. язык), проф. С. В. Меликова-Толстая (греч. язык). Были приняты также проф. Д. А. Абрамович, проф. прот. П. Верховский, профессора И. И. Соколов, Б. Д. Фармаковский, Н. В. Малицкий, Гревс.

В это время Церковь переживала особенно тяжелый период из-за ареста патриарха Тихона и проведенного властями разгрома центрального и ряда епархиальных управлений в ходе кампании по изъятию церковных ценностей. В Петрограде по обвинению в противодействии изъятию церковных ценностей были арестованы правящий архиерей и все члены правления Об-ва приходов. На состоявшемся летом Петроградском процессе 1922 г. митр. Вениамин, председатель правления Об-ва приходов, член совета, правления и президиума ин-та проф. Юрий Новицкий, члены правления Об-ва приходов архим. Сергий (Шеин) и Иоанн Ковшаров были приговорены к высшей мере наказания и расстреляны. Приговоренный к смертной казни настоятель Казанского собора, товарищ председателя правления Об-ва приходов, ректор П. б. и. прот. Чуков и пятеро др. «смертников» были помилованы, но еще полтора года провели в заключении. В 1922 г. были лишены возможности продолжать свою работу в П. б. и. профессора и преподаватели: прот. Петровский, свящ. Пищулин, Шкловский, Карабинов, Карсавин. Главные деятели возникшего в мае 1922 г. и активно поддерживаемого властями обновленчества в течение 1922 - нач. 1923 г. неоднократно делали попытки взять П. б. и. под свой контроль, тем более что прот. Боярский и свящ. Пищулин, а позднее и проф. Зарин уклонились в обновленчество. Однако совет ин-та мужественно отстаивал свою «патриаршую» ориентацию. 18 июля 1922 г. и. о. ректора был избран проф. Карсавин, а 1 сент. эту должность занял Щербов, а проф. Андреев стал и. о. проректора.

С арестом в мае-июне 1922 г. членов правления Об-ва приходов финансирование ин-та практически прекратилось, как и сама деятельность об-ва. 2 марта 1923 г. руководство П. б. и. ввиду увеличившейся платы за помещение и слабого поступления пожертвований от приходов постановило: с 1 апр. отказаться от занимаемого помещения на Троицком подворье, 20 марта, по окончании лекций, перевезти мебель и необходимые для занятий книги собственной б-ки ин-та в приходский дом при Исидоровской русско-эст. ц. на Екатерингофский проспект, 24, а в апр. наставникам зачеты принимать на квартирах. Б-ку П. б. и. перевезли на набережную Обводного канала, 17, где еще в дек. 1918 г. из основной части реквизированной б-ки ДА властями было устроено т. н. 1-е филиальное отделение Государственной публичной библиотеки.

30 марта 1923 г. на частном собрании профессоров П. б. и. определилось, что большинство выступает за непризнание обновленческого Петроградского ЕУ. Профессора высказались за то, что лучше закрыть ин-т «с честным лицом», тем более что в связи с арестом ректора и с тем, что по разным причинам за границей оказались профессора Глубоковский, Карсавин, Лосский, Безобразов, понизились и уровень преподавания, и уровень требований к учащимся. 17 апр. того же года состоялось заседание совета П. б. и. из 10 чел., на к-ром избрание ректора и проректора было отложено до начала учебного года; были продлены полномочия и. о. ректора Щербова и и. о. проректора свящ. Андреева; для ведения текущих дел был образован президиум в составе прот. Чепурина и Щербова. Сдачу зачетов было решено продолжить до половины июня, а каникулы продлить до 1 сент. 1923 г. На заседании 2 мая совет принял решение о прекращении деятельности ин-та по следующим мотивам: 1) нет средств; 2) студенты, вновь поступающие, боятся подавать прошения из-за угрозы лишиться рабочих мест; 3) светские профессора также находятся под опасностью быть уволенными из ун-та за участие в ин-те; 4) с окончанием Всероссийского собора обновленцев (состоялся в Москве 29 апр.- 9 мая 1923) ин-ту могли быть снова предъявлены те или иные требования о признании обновленческих структур. П. б. и. был вынужден прекратить свою так успешно начатую деятельность и закрыться, сделав единственный выпуск студентов - 23 (по др. данным, 26) чел. и просуществовав только 3 года. Щербов сумел сохранить делопроизводство ин-та, передав его в Центрархив (в наст. время архив П. б. и. находится в ЦГИА СПб. Ф. 2279).

Ректор прот. Чуков смог присутствовать на акте закрытия ин-та 24 мая, т. к. в Петроградском исправдоме, где содержались оставшиеся в живых осужденные на процессе 1922 г., был сравнительно мягкий режим. В ин-те он встретил профессоров А. И. Бриллиантова и Мироносицкого и 18-20 студентов и студенток, окончивших курс ин-та и собравшихся для получения дипломов. Они пришли с новыми институтскими значками на груди. Иером. Макарий (Звёздов) отслужил молебен, студенты пели. Затем все сели за чайный стол и Щербов выступил с речью, в к-рой сообщил, что настоящее собрание является актом окончательного закрытия ин-та. Затем он обратился к прот. Чукову и во исполнение постановления совета высказал ему чувства благодарности и уважения от корпорации. Затем один из студентов поблагодарил ректора, и. о. ректора и всю корпорацию и в заключение поднес прот. Чукову и Щербову фотографии группы студентов, сделанные по окончании курса.

В апр. 1922 г. в Богословско-пастырском уч-ще насчитывалось 11 наставников и свыше 50 слушателей. По «делу православных братств» в мае-июне 1922 г. были арестованы некоторые его преподаватели - основатели Александро-Невского братства, в т. ч. иеромонахи Лев и Гурий (Егоровы), был выслан еп. Иннокентий (Тихонов), а также ряд учащихся. В марте 1923 г. уч-ще вместе с ин-том переехало на Екатерингофский проспект, 24 (приходский дом при Исидоровской русско-эст. ц.). После закрытия П. б. и., несмотря на аресты преподавателей, Богословско-пастырское уч-ще продолжило свою деятельность под рук. Щербова. Весной 1923 г. в нем занимались 38 чел. (27 мужчин и 11 женщин), а к концу осени - 54 (соответственно 28 и 26). В пользовании уч-ща находилась б-ка П. б. и. В нояб. 1923 г., после досрочного выпуска учащихся, уч-щу пришлось до мая 1924 г. приостановить занятия. Ссыльные преподаватели постепенно, уже с 1924 г., начали возвращаться в Ленинград. После того как Щербов подал прошение об отставке, уч-ще возглавил настоятель Юрьевской ц. прот. А. Пакляр, а с 1925 г.- архим. Гурий (Егоров). В одном здании с училищем с 1921 г. действовали Богословские курсы Центрального р-на Ленинграда (бывш. 2-е благочиние), на которых преподавали некоторые бывш. члены корпорации П. б. и. 2 апр. 1924 г. освобожденный из заключения прот. Чуков был избран их заведующим. С сент. 1925 г. начались занятия на Высших богословских курсах, в к-рые были преобразованы Богословские курсы Центрального р-на. Руководство Богословско-пастырского уч-ща уклонилось от предложенного ректором Высших богословских курсов прот. Чуковым обсуждения совместной (как ранее с П. б. и.) деятельности, и всякие контакты между находившимися в одном здании учреждениями отсутствовали. 27 мая 1927 г. по следственному «делу Богословско-пастырского училища» были арестованы архимандриты Гурий и Лев (Егоровы), проф. прот. Андреев и нек-рые др. преподаватели и учащиеся, однако из-за отсутствия к.-л. доказательств вины 19 нояб. того же года всех подследственных освободили под подписку о невыезде. Через неск. дней на квартире одного из руководителей уч-ща, проф. прот. Андреева, состоялось 1-е собрание представителей петроградских священнослужителей и мирян, противников «Декларации» 1927 г. заместителя патриаршего местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского; впосл. патриарх Московский и всея Руси), которое стало началом организационного оформления иосифлянства. В результате в авг. 1928 г. властями было закрыто не только богословско-пастырское уч-ще, к-рое за 10 лет работы дало духовное образование неск. сотням буд. пастырей и мирян, но и Высшие богословские курсы. Б-ка П. б. и., сданная в Книжную палату, была отправлена в Москву.

Арх.: ЦГИА СПб. Ф. 2279. Оп. 1. Д. 1-82; ГАРФ. Ф. 550. Оп. 1. № 152. Л. 3-4 [Типогр. листовка]; РНБ. Ф. 194. Оп.2. Д. 25. Л. 1-8; Архив УФСБ по С.-Петербургу и Ленинградской обл. Д. П-89305. Т. 5. Л. 381-400 об; Т. 27. Л. 1-14; Архив СПб епархии. Ф. 3. Оп. 3а. [Церк.-ист. док-ты из личного архива митр. Григория (Чукова)]. Д. 5. Л. 1-4; Д. 6. Л. 1-4; Д. 7. Л. 1-6; Д. 8. Л. 1-12. Ф. 3. Оп. 3б. [Архив митр. Ленинградского и Новгородского Григория (Чукова). Служение и труды]. Д. 28. Л. 1-9; Д. 29. Л. 1-2; Д. 31. Л. 1-8 Д. 32. Л. 1-29; Д. 40. Л. 1-5; Архив Л. К. Александровой-Чуковой. «Историко-богословское наследие митр. Григория (Чукова)».
Ист.: Николай (Чуков), прот. (впосл. Григорий (Чуков), митр.) Богословские школы в Ленинграде в послерев. период (с 1918 г.): [Статья] . Маш. Саратов. 1936 // Архив СПб еп. Ф. 3. Оп. 3 б. Д. 45 Л. 1-25; он же. Петроградский процесс 1922 г.: Дневник // Наш современник. 1994. № 4. С. 171-173; он же. Дневник 1918-1922 гг. // С.-Петербургские ЕВ. 2004. Вып. 32. С. 66-81; он же. Дневник 1919-1923 гг. // Там же. 2007. Вып. 34. С. 62-66; он же. Дневник 1921-1922 гг.: (Фрагм.) // Казанский собор - храм и памятник русской воинской славы: Сб. мат-лов науч.-практ. конф. к 200-летию каф. собора Казанской иконы Божией Матери. СПб., 2012. С. 249-270; он же. Дневник 1919-1934 гг.: Фрагменты // 300 лет Св.-Троицкой Александро-Невской Лавры: Сб. мат-лов науч.-практ. конф. СПб., 2013. С. 157-175; он же. Речь на открытии Ленинградской ДА и ДС. Торжество открытия Ленинградской ДА и ДС // ЖМП. 1946. № 10. С. 9-10; Православный церк. календарь на 1921 г. Пг., 1921. С. 33; Глубоковский Н. Н. Академик, проф. Борис Александрович Тураев, как христ. учитель и ученый // Воскр. чт. Варшава, 1929. № 11. С. 169-173; № 13. С. 205; Кассиан (Безобразов), еп. Родословие духа: Памяти К. В. Мочульского // ПМ. 1949. Вып. 7. С. 12-16; Сосуд избранный: История рос. духовных школ в ранее не опубликовавшихся трудах, письмах деятелей РПЦ, а также в секретных док-тах руководителей Сов. гос-ва, 1888-1932 гг. / Сост.: М. Склярова; СПб., 1994. С. 215-218; Братство Святой Софии: Мат-лы и док-ты, 1923-1939 / Сост.: Н. А. Струве. М., 2000; «Дело всей Церкви, которое долго зреет в глубинах недр церковных…» / Публ. и предисл. А. Г. Кравецкого и Н. А. Кивошеевой // БСб. 2000. № 6. С. 289-298; ««Род учёных» не погибнет на свете»: (переписка из двух столиц проф. Н. Н. Глубоковского и еп. Василия (Богдашевского) 1917-1921 гг.) / Вступ. ст., публ. и примеч. Богдановой Т. А., Клементьева А. К. // Вестн. Екатеринбургской ДС. Вып. 3(11). 2015. С. 146-147, 149, 168.
Лит.: Владимир (Сорокин), прот., Бовкало А. А., Галкин А. К. Открытие Петроградского богосл. ин-та в 1920 г. // ХЧ. 1997. № 14. С. 124-136; Бовкало А. А. Последний год существования Богосл. Ин-та // Минувшее: Ист. альм. СПб., 1998. Вып. 24. С. 485-549; Брачев В. С. Масоны, мистики, богоискатели в России XX век. СПб., 2003. С. 84, 88; Богданова Т. А., Клементьев А. К. Н. Н. Глубоковский и неудавшаяся попытка объединения в 1918 г. Петроградской ДА и Петроградского ун-та // Санкт-Петербургский университет. 2004. № 7(3663). С. 44; Александрова-Чукова Л. К. Митр. Григорий (Чуков): служение и труды: К 50-летию преставления // С.-Петербургские ЕВ. 2006. Вып. 34. С. 57-96; она же. Изъятие церковных ценностей в Казанском соборе // Казанский собор - храм и памятник рус. воинской славы: Сб. мат-лов науч.-практ. конф. к 200-летию каф. собора Казанской иконы Божией Матери. СПб., 2012. С. 246-249, 270-273; она же. Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра в судьбе митр. Григория (Чукова) // 300 лет Св.-Троицкой Александро-Невской Лавры: Сб. мат-лов науч.-практ. конф. СПб., 2013. С. 145-157, 175-193; она же. Борьба питомца и последнего ректора Олонецкой ДС в Петрозаводске прот. Н. К. Чукова за Alma mater и епархию // Олонецкая ДС и правосл. духовность в Олонецком крае: Мат-лы регион. конф. Петрозаводск, 2012. С. 44-59; Шкаровский М. В. Петроградское (Ленинградское) Богословско-пастырское училище в 1918-1928 гг. // ВЦИ. 2015. № 1/2(37/38). С. 267-286.
Л. К. Александрова-Чукова
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АВРААМИЙ (Часовников Василий Сасильевич; 1864-1918), архим., миссионер, редактор "Китайского благовестника"
  • АГАФАНГЕЛ (Соловьёв Алексей Федорович; 1812-1876), архиеп. Волынский и Житомирский
  • АГАФОДОР (Преображенский Павел Флегонтович; 1837-1919), митр. Кавказский и Ставропольский
  • АКАДЕМИИ ДУХОВНЫЕ ПРАВОСЛАВНЫЕ В РОССИИ учебные заведения закрытого типа, дающие высшее богословское образование